Орган по сертификации ЭЭ

Оглавление:

1. Орган по сертификации

2. Контактная информация

3. Состав органа по сертификации

4. Сертификация электрической энергии

5. Описание схем сертификации качества электрической энергии

6. Перечень директивных и нормативных документов, используемых при выполнении работ по подтверждению соответствия и определяющих требования к данным работам

7. Примерная стоимость работ по подтверждению соответствия

8. Перечень испытательных лабораторий, с которыми орган по сертификации осуществляет взаимодействие для проведения испытаний

9. Рекомендации по подготовке энергосетевых организаций к проведению процедуры оценки соответствия качества электрической энергии

10. Права и обязанности заявителя

11. Рассмотрение жалоб, претензий и апелляций


1. Орган по сертификации

Орган по сертификации функционирует в составе Общества с ограниченной ответственностью Научно-технический центр «Энергоконсалтинг» (ООО НТЦ «Энергоконсалтинг»)

Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11АА51, выдан 22 августа 2014 г.  

   


2. Контактная информация

Адрес местонахождения органа по сертификации: 141006, Российская Федерация, Московская область, г. Мытищи, пр. Шараповский, вл.2, строен.3, пом.199.

Контактный телефон: 8-926-300-58-23

Электронная почта: info@ntcek.ru

Контактный телефон руководителя Органа по сертификации Красновой Анны Николаевны: 8-917-579-11-22


3. Состав органа по сертификации

Фамилия, Имя, Отчество Должность Образование (наименование учебного заведения, год окончания, квалификация по документу об образовании, реквизиты документа об образовании) Практический опыт в сфере подтверждения соответствия (в годах) Примечание
1 2 3 4 5
Краснова Анна Николаевна Руководитель ОС, эксперт Марийский государственный университет, 1999 г., инженер-электрик, диплом №АВС 0053687 12 лет Сертификат компетентности эксперта № РОСС RU.0001.31012746
Шеловская Ольга Анатольевна Эксперт ОС Ростовский государственный университет путей сообщения, 2003 г. инженер путей сообщения – электромеханик, диплом №ИВС 0597015 10 лет Сертификат компетентности эксперта №РОСС RU.0001.31015486
Малкина Алена Владимировна Эксперт ОС Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ», магистр, диплом №3480 7 лет Сертификат компетентности эксперта №РОСС RU.0001.31022059

 


4. Сертификация электрической энергии

Что такое сертификация?

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Для чего нужна сертификация электроэнергии?

Обязательная сертификация продукции по показателям ее качества – одна из мер, применяемых государством для защиты потребителей. Введение обязательной сертификации электроэнергии для энергосетевых организаций означает необходимость подтвердить, с использованием всех процедур обязательной сертификации, соответствие электроэнергии, поставляемой потребителям, требованиям, установленным в государственном стандарте.

Объект сертификации

Объектом обязательной сертификации является электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, включенная в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - Единый перечень, утвержденный Правительством РФ), и поставляемая потребителям на территории РФ.

С чего начинается процедура сертификации?

Процедура сертификации начинается с подачи заявителем (энергосетевой организации) заявки на проведение сертификации электрической энергии по показателям качества.

 


5. Описание схем сертификации качества электрической энергии

Орган по сертификации осуществляет подтверждение соответствия продукции в формах обязательной сертификации продукции требованиям:

- ГОСТ 32144-2013«Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (пп. 4.2.1, 4.2.2);

- ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии».

Обязательная сертификация электрической энергии производится по схемам 3с или 4с, установленным в ГОСТ Р 58289-2018 и ГОСТ Р 53603-2009.

Конкретную схему сертификации определяет орган по сертификации электрической энергии, руководствуясь степенью достаточности информации о возможности заявителя обеспечить стабильность характеристик электрической энергии, подтвержденных испытаниями, сведениями об управлении качеством электрической энергии, сроками проведения испытаний в целях подготовки к сертификации электрической энергии.

Схема сертификации 3с предусматривает проведение испытаний электрической энергии и последующий инспекционный контроль сертифицированной продукции путем проведения испытаний электрической энергии в электрических сетях, где проводилась сертификация. Схема сертификации 3с применяется, как правило, для небольших сетевых организаций, распределительная сеть которых состоит из одной или нескольких трансформаторных подстанций (не более десяти), питающих сеть напряжением 220/380 В, или распределительная сеть представляет собой сеть напряжением 220/380 В, присоединенную к одной или нескольким трансформаторным подстанциям, принадлежащим другой сетевой организации. Кроме этого, при повторной сертификации электрической энергии орган по сертификации, с учетом положительных результатов предыдущей сертификации, может выбрать менее жесткую схему сертификации 3с.

Схема сертификации 4с предусматривает проведение испытаний электрической энергии по требованиям к качеству, анализ состояния производства и последующий инспекционный контроль сертифицированной продукции, при котором проводятся испытания электрической энергии и анализ состояния производства. Данная схема применяется при первичной сертификации, когда орган по сертификации не располагает данными о системе управления качеством электрической энергии в сетевой организации и о надежности поддержания качества электрической энергии в течение длительного времени.


6. Перечень директивных и нормативных документов, используемых при выполнении работ по подтверждению соответствия и определяющих требования к данным работам

При выполнении работ по подтверждению соответствия используются следующие директивные и нормативные документы, определяющие требования к данным работам:

  • Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г.;
  • Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2003г.;
  • Федеральным законом №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013г.;
  • Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 года №201 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений»;
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №326 от 30 мая 2014 г. «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации»;
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 мая 2014г. №329 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации»;
  • ГОСТ 31814-2012 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия»;
  • ГОСТ 31815-2012 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации»;
  • ГОСТ 31816-2012 «Оценка соответствия. Применение знаков, указывающих о соответствии»;
  • ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»;
  • ГОСТ 33073-2014 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»
  • ГОСТ Р ИСО 10002-2007 «Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях»
  • ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Управление качеством. Руководящие указания по обучению»
  • ГОСТ Р 53603-2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации»
  • ГОСТ Р 54293-2010 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия»
  • ГОСТ Р 54294-2010 «Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования»
  • ГОСТ Р 54295-2010 «Оценка соответствия. Жалобы и апелляции. Принципы и требования»
  • ГОСТ Р 54296-2010 «Оценка соответствия. Конфиденциальность. Принципы и требования»
  • ГОСТ Р 54297-2010 «Оценка соответствия. Раскрытие информации. Принципы и требования»
  • ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии»
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы управления информационной безопасностью. Требования»
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг»
  • ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»
  • ГОСТ Р 56041-2014 «Оценка соответствия. Требования к экспертам по сертификации продукции, услуг, процессов»

7. Примерная стоимость работ по подтверждению соответствия

Общий подход определения стоимости проведения работ по сертификации продукции и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией изложен в «Методике определения стоимости проведения сертификации продукции и инспекционного контроля».

Данная методика разработана в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ, Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. №15, Постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии «Об утверждении правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг» от 23 августа 1999 г. № 44.

Проведение работ по сертификации продукции и инспекционному контролю за сертифицированной продукцией предполагает затраты:

а) органа по сертификации:

б) испытательной лаборатории (центра).

Определение общей стоимости работ по сертификации для органа по сертификации

Стоимость работ по сертификации одного вида продукции рассчитывают по формуле:

Сос = tос • Т • (1+(Кнз + Кнр)/100) • (1+Р/100)

где:

Сос - стоимость работ по сертификации;

tос – трудозатраты ОС ЭЭ;

Т – среднедневная ставка эксперта ОС, руб.;

Кнз – установленный законодательством норматив начислений на зарплату (%);

Кнр – коэффициент накладных или прочих расходов (%);

Р – коэффициент рентабельности (%).


8. Перечень испытательных лабораторий, с которыми орган по сертификации осуществляет взаимодействие для проведения испытаний


п/п

Наименование и адрес организации

Номер аттестата аккредитации / дата внесения сведений в реестр

1.

Испытательная лаборатория качества электрической энергии ООО «Энергогарант»,
141009, Московская область, г. Мытищи, ул.Колонцова, д. 5, офис 303Б

RA.RU.21АР56 от 29.05.2017 (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 02.05.2017г.)

2.

Лаборатория по контролю качества электрической энергии ПАО «МРСК Волги» (филиал ПАО «МРСК Волги» - «Саратовские РС»),
410060, г.Саратов, ул. 6-ой Динамовский проезд, д.32

РОСС RU.0001.22АЭ95 от 19.03.2015 (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 02.03.2015г.)

3.

Лаборатория по контролю качества электрической энергии ПАО «МРСК Волги» (филиал ПАО «МРСК Волги» - «Мордовэнерго»),

RA.RU.22ЭО45 от 18.01.2016 (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 07.15.2015г.)

4.

Лаборатория по контролю качества электрической энергии ПАО «МРСК Волги» (филиал ПАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго»),
440015, г.Пенза, ул. Литвинова Поляна, д.35

RA.RU.22АЭ96 от 18.01.2016 (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 10.08.2016г.)

5.

Лаборатория по контролю качества электрической энергии ПАО «МРСК Волги» (филиал ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети»),
443068, г.Самара, ул. Ново-Садовая, д.106, корп.133

RA.RU.22ЭО46 от 27.05.2016 (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 30.03.2016г.)

6.

Лаборатория по контролю качества электрической энергии ПАО «МРСК Волги» (филиал ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети»),
432042, г.Ульяновск, ул.Ефремова, д.48

RA.RU.22АЭ98 от 02.11.2016 (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 29.04.2016г.)

7.

Лаборатория по контролю качества электрической энергии ПАО «МРСК Волги» (филиал ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго»),
428029, г.Чебоксары, просп. И.Яковлева, д.4/4

РОСС RU.0001.22ЭО48 от 08.12.2015 (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 18.03.2015г.)

8.

Испытательная лаборатория качества электрической энергии ООО «Контакт»,
350033, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Ставропольская, 9

RA.RU.21АЭ67 от 02.06.2016(дата внесения в реестр аккредитованных лиц 22.04.2016г.)

9.

Испытательный центр по качеству электрической энергии Общества с ограниченной ответственностью "ЛИНВИТ",
105120, г. Москва, пер. Полуярославский Б., д. 18, стр. 3

RA.RU.21АЭ83 (дата внесения в реестр сведений об аккредитованном лице 29.04.2015)

 


9. Рекомендации по подготовке энергосетевых организаций к проведению процедуры оценки соответствия качества электрической энергии

Этап 1

1.1 Издание Приказа энергосетевой организации (ЭСО) о подготовке к обязательной сертификации электрической энергии (ЭЭ) и распределении ответственности по управлению качеством электрической энергии (КЭ), включающего:  
- назначение ответственного за сертификацию из состава руководителей ЭСО;
- создание рабочей группы (РГ) по подготовке к сертификации;
- распределение между членами РГ ответственности за выполнение отдельных задач и установление сроков их выполнения;
- выделение финансовых ресурсов на проведение подготовительных работ.
1.2 Обучение руководящего персонала ЭСО вопросам управления КЭ.
1.3 Анализ распределительных электрических сетей, подлежащих в соответствии с Правилами сертификации электрической энергии обязательной сертификации. Разработка графика подачи заявок на сертификацию электрической энергии в зависимости от технического состояния электрических сетей.

Этап 2

2.1 Разработка внутренних нормативных документов ЭСО по управлению КЭ, в том числе:  
- инструкции о порядке присоединения потребителей к электрическим сетям по условиям обеспечения требований к качеству электрической энергии;
- инструкции о порядке регистрации и рассмотрении жалоб потребителей на качество электрической энергии;
- инструкции о контроле качества электрической энергии в распределительных электрических сетях Изготовителя; 
- инструкции о регулировании напряжения в распределительных электрических сетях Изготовителя;
- инструкции о классификации характера присоединяемой нагрузки потребителя по разрешенной ему мощности к распределительным электрическим сетях Изготовителя;
- инструкции об определении пунктов контроля в распределительной электрической сети Изготовителя и допустимых диапазонов отклонения напряжения в этих пунктах;
- инструкции об определении допускаемого вклада, вносимого искажающим потребителем по условиям обеспечения качества электрической энергии в распределительных электрических сетях Изготовителя.
2.2 Внесение дополнений и изменений в Положения о подразделениях, решающих вопросы КЭ, и в должностные инструкции персонала.
2.3 Приобретение первоначального количества средств измерений КЭ или заключение договора с испытательной лабораторией на проведение контроля КЭ.
2.4 Обучение руководящим персоналом ЭСО, персонала среднего и низшего звеньев, вопросам управления КЭ.

Этап 3

3.1 Проведение расчетов по определению потерь напряжения в распределительных сетях, подлежащих сертификации ЭЭ, с целью определения оптимального закона регулирования напряжения для каждой распределительной сети, выбора пунктов мониторинга и определения допустимых диапазонов медленных изменений напряжения в этих пунктах, а также определение перечня распределительных сетей, потери напряжения в которых превышают допустимые значения.  
3.2 Проведение мониторинга КЭ в выбранных распределительных сетях и оформление протоколов измерений. Проведение, при необходимости, организационно-технических мероприятий по улучшению технического состояния распределительных сетей и КЭ.
3.3 Дополнение договора оказания услуг по передаче электрической энергии разделом по КЭ с вышестоящей энергосетевой организацией и с потребителями выбранных распределительных сетей.
3.4 Проверка наличия необходимой технологической документации на объектах и соответствия технического состояния и обслуживания оборудования распределительных сетей, установленным требованиям.

Этап 4

4.1  Составление заявки на сертификацию и подача ее в Орган по сертификации электрической энергии.

Этап 5

5.1 Постепенное оснащение ЭСО средствами измерений КЭ и продолжение проведения мероприятий по улучшению технического состояния сетей, подлежащих сертификации ЭЭ.
5.2 Оптимизация и актуализация внутренних документов ЭСО по управлению КЭ и повышения квалификации персонала по вопросам управления качеством продукции.

Этап 6

6.1 Разработка системы управления менеджментом качества в ЭСО и подготовка к ее сертификации.  
6.2 Проведение сертификации системы управления менеджментом качества в ЭСО.


10. Права и обязанности заявителя

В соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2003г.:

Заявитель вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определённых видов продукции соответствующим техническим регламентом;
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
  • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

 

Заявитель обязан:

  • обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  • указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  • приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Рассмотрение жалоб, претензий и апелляций

Заявитель, несогласный с результатами оценки соответствия продукции, недовольный качеством обслуживания или поведением сотрудника может обратиться в орган по сертификации с апелляцией или претензией (далее – рекламация) и приложить документы, подтверждающие обоснованность его заявления.

Поступившая рекламация регистрируется в ООО НТЦ «Энергоконсалтинг».

Рекламация может быть составлена в организации-заявителе путём заполнения формы, размещенной на сайте органа по сертификации (в разделе «Контакты»), и направлена в орган по сертификации на его почтовый адрес, на электронный адрес, или вручена руководителю органа по сертификации.

Рекламация может быть изложена устно:

- по телефону ответственному за делопроизводство, который регистрирует ее и сообщает рекламанту порядковый номер регистрации;

- в офисе органа по сертификации, в этом случае ответственный за делопроизводство регистрирует ее в присутствии рекламанта и сообщает ему порядковый номер регистрации.

Система рассмотрения и принятия решения по рекламации предполагает проведение трёх этапов действий на трёх уровнях ответственности:

Первый уровень – внутри органа по сертификации (независимым сотрудником). При удовлетворении рекламанта принятым решением на первом уровне, необходимость действий на более высоких уровнях отпадает;

Второй уровень – Комиссия по апелляциям. Если решение по рекламации не удовлетворяет рекламанта, он письменно сообщает об этом в орган по сертификации, и руководитель органа по сертификации выносит рассмотрение рекламации на Комиссию по апелляциям с передачей всех прилагаемых к рекламации документов.

Комиссия по апелляциям имеет право запросить у руководителя органа по сертификации и у заявителя дополнительные сведения по рассматриваемому вопросу. Результаты рассмотрения рекламации оформляются протоколом и передаются руководителю органа по сертификации и заявителю.

Суммарный срок рассмотрения и принятия решения по рекламации – не более 1 месяца со дня её регистрации в Организации.

В случае если заявитель не удовлетворен принятым решением, он вправе обратиться в суд.

Третий уровень – в суде.